Умение красиво говорить

Общество предъявляет огромное количество различных требований к современному человеку. Для того чтобы быть успешным, востребованным специалистом и просто интересной личностью, необходимо не только владеть научными знаниями и умениями в той или иной области, но так же и в совершенстве владеть свом голосом и телом, проявлять определённые эмоции в нужный момент, знать основы актёрского мастерства и техники речи, уметь правильно и красиво говорить, удерживать внимание собеседника и пр.

Красивый, хорошо поставленный голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.
Опираясь на собственный опыт, мы совершенствуем и обогащаем свою устную речь, находим новые способы воздействия на речевой аппарат, на своё тело, мышцы, и всякий раз этот поиск будет оставаться незавершённым, ведь нет ничего более интересного и неразгаданного, чем человеческий голос.

Однако не стоит забывать, что уже существует база, которая создавалась на протяжении нескольких столетий и которая хранит в себе опыт многих актёров, вокалистов, преподавателей, психологов и врачей. Ознакомившись с ней и взяв её основные принципы на вооружение, можно, не боясь неверных действий, шагов и ошибок, продолжать свой путь в совершенствование своих вокальных и голосовых данных.

Спецкурс «Культура речи и основы публичного выступления» направлен на овладение всеми этими и многими другими знаниями, умениями и качествами. Раскрытие ораторских способностей, постановка голоса, формирование чёткой правильной дикции и красивой грамотной речи, происходит за счёт внутреннего и физического раскрепощения, снятия зажимов, обретения чувства уверенности в себе и душевного равновесия и гармонии.
Достичь подобных результатов позволяет использование в процессе изучения спецкурса упражнений дыхательной системы Стрельниковой А. Н., системы Станиславского К. С., трудов американского психолога и писателя Д. Карнеги, обучающих методик и программ кафедры сценической речи ГИТИСа (РАТИ), а так же личных разработок автора.
Цель курса – оказание практической и методической помощи по созданию имиджа людям, готовящимся к руководящей работе или публичной общественно-политической, дипломатической, журналистской, преподавательской, научной, экскурсоводческой, сценической и многим другим видам деятельности, а также всем тем, кто хочет красиво говорить, быть успешным в деловых отношениях и личной жизни.

ЗАДАЧИ КУРСА:

– раскрыть значение сценической речи для современного человека;
– ознакомить с основами устной сценической речи (орфоэпия, дикция, голос, дыхание);
– работая над дикцией, тренируя речевой аппарат, помочь раскрепоститься, избавить от природных или приобретенных зажимов, речевых дефектов, придать уверенность в общении, тем самым повысить профессиональный уровень занимающихся;
– раскрыть значение упражнений дыхательной системы для здоровья и хорошего физического самочувствия человека;
– ознакомить с основными приемами работы над произношением литературно-художественного произведения (лирика, проза, публицистика);
– пробудить у занимающихся желание добиваться не только правильности, но и красоты звучания собственной речи;
– работая над текстами, развивать образное мышление и речь, обогащать внутренний мир зканимающегося;
– сформировать базу речевой культуры;
– ознакомить с основными правилами профессиональной подготовки к публичному выступлению;
– работая над жестами, манерами и мимикой во время публичных выступлений, сформировать свой особый стиль общения и подачи информации;
– ознакомить с “естественными законами запоминания” и за счёт практических занятий улучшить память;
– работая над планом и содержанием речи для публичного выступления, научить структурировать и систематизировать информацию, делать текст более доступным для понимания и восприятия слушателей;
– ознакомить с техникой постановки вопросов и принципами ведения спора;
– сформироваь умения и навыки техники убеждения;
– ознакомить с основными видами критики и их применением в общении с людьми;
– раскрыть основные приёмы и способы влияния на аудиторию и выработать умение удерживать внимание собеседника на определённой теме;
– воспитывать чувство ответственности за свое речевое мастерство;
– ознакомить с правилами гигиены голоса;
– научить самостоятельо анализировать возможности своего голоса и корректировать речевые деффектыи прочие несовершенства.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРОИСХОДИТ:

– овладение выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речью, развитие хорошей дикции и гибкого голоса;
– умение с точки зрения логики анализировать любой текст (мысль, идею, замысел автора);
– закреплять навыки четкого и правильного произношения, развить умение быстро ориентироваться в тексте, находить главное, постигать его смысл;
– умение логически разбирать сложные и простые предложения (пауза, ударение, такт);
— овладение способами и методами воздействия на аудиторию и отдельного собеседника;
— умение систематизировать материал, подбирать информацию и составлять речь, план для публичного выступления;
— формирование своего особого индивидуального стиля общения и выступления перед аудиторией;
— умение самостоятельно выявлять дефекты и несовершенства своего голоса, посредством использования современной аппаратуры (диктофона, микрофона и т.д.) и корректировать их;
– воспитание в себе способности ясно и отчетливо выражать свои мысли, отличать хорошую речь от плохой;
– формирование навыков сознательного использования закономерностей сценической речи и применения их в собственной творческой практике.

Культуру речи принято понимать как соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в зависимости от целей и содержания речи.
Первостепенную роль в процессе овладения культурой речи играет техника речи.

Техника речи – это совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат.
Составными частями техники речи являются:

  1. постановка правильного речевого дыхания;
  2. постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.
  3. работа над дикцией;
  4. работа над интонацией;
  5. развитие речевого слуха;
  6. работа с диктофоном;
  7. работа над текстом (проза, лирика, текст выступления (речь));
  8. раскрепощение, снятие зажимов путём физических упражнений;
  9. раскрепощение мышц лица;
  10. формирование основ и правил гигиены голоса.

Основы публичного выступления – это способы, методы и приёмы влияния на аудиторию посредством публичного выступления.
Этот раздел включает в себя:
— подготовительную работу над речью (план выступления, содержание, вступление, основная часть, заключение);
— формирование индивидуального стиля общения и выступления (жесты, мимика, манеры, действия и т. д.);
— развитие памяти;
— работа над эмоциональной стороной выступления;
— работа с иллюстрациями и демонстрационными материалами;
— подготовительная работа к выступлению (внешний вид, физическое самочувствие, световое и музыкальное оформление выступления, настрой, организация выступления, внешние факторы и т. д.);
— работа над техникой ведения споров;
— работа над техникой деструктивной критики;
— разбор типологии интересов собеседника;
— работа над техникой убеждения.

Форма занятий: индивидуальная и групповая. Общее знакомство со спецкурсом происходит на групповых занятиях (2 дня по 4 часа), более детальная, серьёзная и глубокая работа над голосом, правильной дикцией, речью, постановкой дыхания, техникой ведения спора, стилем общения, и техникой публичных выступлений происходит во время индивидуальных занятий (1 занятие – 2 часа).

Ведущая тренинга: Виктория Бородина

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)

Популярное в этом году
Присоединиться